Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для реализации образовательной деятельности в детском саду оборудовано 11 групповых ячееек.
В состав каждой групповой ячейки входят:
1. Раздевальная (приемная) – предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Раздевальные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. В раздевальных предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. Также в приемной расположены информационные уголки для родителей, выполненные в едином стиле («Для вас, родители», «Будь здоров», «Меню», «Информация»), где помещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов.
2. Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. В групповых установлены столы и стулья по числу детей в группах. Стулья и столы одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей. Также в групповых находятся учебные доски (маркерные). Игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции. В каждой возрастной группе имеются оборудование, дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимые для организации разных видов деятельности детей.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды - созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность организации различных видов детской деятельности по пяти образовательным областям.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе осуществляется с учётом основных направлений развития ребёнка-дошкольника. Обстановка в группах создана таким образом, чтобы предоставить ребёнку возможность самостоятельно делать выбор. Содержание развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек.
Созданная в учреждении развивающая предметно-пространственная среда отвечает следующим характеристикам:
Содержательная насыщенность обеспечивается наличием в учреждении средств обучения и воспитания (в том числе технических), материалов, в том числе расходных игровых, спортивных, оздоровительного оборудования, инвентаря, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды, в том числе детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Кроме того, в каждой группе присутствуют предметы, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность обеспечивается наличием различных пространств в детском саду и в группах (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность определяет возможность свободного доступа для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Необходимым условием является исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность определяется соответствием всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров детской активности (или «уголков»), оснащенных игрушками, материалами для творчества и экспериментирования и пр.
Все игровое и развивающее оборудование доступно детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Также в преобразовании развивающей среды группового помещения используются продукты детского творчества.
В соответствии с направлениями развития детей в групповых помещениях организованы центры детской активности:
В группах созданы следующие уголки детской активности:
Книжный уголок.
Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире.
Уголок природы.
Основные задачи уголка природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Уголок строительных игр.
Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.
Уголок сюжетно-ролевых игр.
Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками.
Музыкальный уголок.
Задачи музыкального уголка: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.
Уголок театрализации.
Задачи уголка театрализации: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.
Уголок детского творчества.
Задачи уголка детского творчества: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Физкультурно-оздоровительный уголок.
Задачи физкультурно-оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей.
Уголок занимательной математики.
Задачи уголка занимательной математики: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.
Уголок безопасности.
Задачи уголка безопасности: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.
Уголок уединения.
Задачи уголка уединения: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья пространство групповой комнаты формируется таким образом, чтобы дети могли использовать его с минимальной помощью посторонних, образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни.
3. Спальня – предназначена для организации дневного сна детей. В спальнях расставлены кровати. Дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Имеют не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
4. Буфетная комната - предназначена для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды.
5. Туалетная комната совмещенная с умывальной - здесь установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, рядом с умывальниками установлены вешалки для детских полотенец, кроме того в туалетных установлены душевой поддон, умывальная раковина для персонала, шкаф для уборочного инвентаря. В туалетных для детей раннего возраста оборудованы шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков, слив для их обработки, детская ванна. В туалетных для детей 2-7 лет установлены детские унитазы в закрывающихся кабинах
Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
Объекты для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленные для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья включают в себя: музыкальный зал; спортивный зал; кабинет педагога - психолога и учителя-логопеда; методический кабинет.
Музыкальный зал
Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектакле. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия, театральные костюмы и атрибуты, позволяющие организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный центр, проектор, экран, синтезатор и другое оборудование. Созданная развивающая музыкально -предметная образовательная среда не только позволяет успешно реализовать программу музыкального воспитания дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.
Спортивный зал
Физкультурный зал МДОАУ № 144 занимает отдельное помещение и предназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, праздников, физкультурных досугов, соревнований, а также с семьями воспитанников. Оборудование спортивного зала включает:
- оборудование для профилактики плоскостопия, осанки (массажные дорожки, массажные мячи, сухой бассейн и другое);
- игровое спортивное оборудование (кольцеброс, оборудование для игр с мячом и другое);
- разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и другое).
Все оборудование соответствует санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами.
Кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога
Кабинет учителя-логопеда и педагога - психолога - специфическое помещение, которое функционально служит определенным целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы, эмоционального благополучия всех участников педагогического процесса и созданию необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Кабинет предназначен для проведения
подгрупповой, индивидуальной развивающей и коррекционной работы с дошкольниками, а также для проведения консультативной и просветительской работы с педагогами и семьями воспитанников.
В кабинете подобраны пособия: дидактические игры, наглядные пособия и игрушки, иллюстративный материал, игры на развитие мелкой моторики и развития дыхания, игры на автоматизацию и
дифференциацию звуков, игры на развитие психических процессов, в том числе сделанные своими руками. Методический кабинет
Методический кабинет - творческая педагогическая мастерская. Кабинет предназначен для обеспечения практической, творческой работы педагогов, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта работы накопленного в МДОАУ № 144.
Методический кабинет оборудован всем необходимым (компьютером, ноутбуком, принтером, проектором, брошюровщиком, учебной и методической литературой, и другим) для организации работы заместителя заведующего по воспитательно - образовательной и методической работы и педагогического коллектива МДОАУ № 144.
В холе учреждения размещены: информационные стенды для родителей (законных представителей), содержащие информацию: копии правоустанавливающих документов, информацию о реализуемой в детском саду образовательной программе дошкольного образования МДОАУ № 144, тематические консультации, образцы документов для приема обучающихся (воспитанников) на обучение и другие материалы;
- информационный стенд «Уголок потребителя» и стенд «Визитная карточка МДОАУ № 144»;
- галерея «Наши успехи», где представлены достижения педагогов и воспитанников ДОУ.
На территории МДОАУ № 144 создана среда для осуществления образовательной деятельности, которая доступна для детей с ОВЗ/детей-инвалидов.
Спортивная площадка
Спортивная площадка предназначена для проведения занятий по физическому развитию, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с обучающимися (воспитанниками). На площадке имеется перечень оборудования: бревно; детский игровой комплекс; детский спортивный комплекс до 7 лет; щит для метания и другие малые архитектурные формы.
Прогулочные участки
Прогулочные участки предназначены для прогулки, наблюдения, игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности, индивидуальной работы, трудовой деятельности с детьми. На участках размещено следующее оборудование: урны, горки, домики-беседки, карусель, качели, малые архитектурные формы «Корабль», песочницы мини с крышкой, скамьи на металлических ножках, теневой навес.
На территории МДОАУ № 144 размещены следующие объекты для проведения практической деятельности:
- площадка по ПДД: разлинованная территория для проведения практических занятий;
- «Тропа здоровья»: различные блоки для стимуляции акупунктурных точек и профилактики плоскостопия;
- «Экологическая тропа»: объекты живой и неживой природы; оборудование для элементарного прогнозирования погоды.
Библиотека
Библиотека, укомплектованная печатными и (или) электронными учебными изданиями, методическими и периодическими изданиями, в том числе изданиями для обучения и воспитания детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья расположена в методическом кабинете МДОАУ №144.
Спортивные объекты
Объекты спорта, в том числе приспособленные для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Для обеспечения разнообразной двигательной активности обучающихся, в том числе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в дошкольном учреждении оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:
Для обеспечения разнообразной двигательной активности обучающихся в МДОАУ №144 оборудованы и функционируют следующие объекты спорта.
1. Спортивный зал - проведение утренней зарядки, занятий по физическому развитию во всех возрастных группах, проведение индивидуальной работы, проведение спортивных праздников, развлечений для всех возрастных групп, проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся.
2. Физкультурно - оздоровительные центры в группах - проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, развитие двигательной активности и физических качеств детей.
4. Спортивная площадка - проведение занятий по физическому развитию на открытом воздухе для всех возрастных групп в теплый период времени (в холодный период времени для детей старшего дошкольного возраста), проведение утренней зарядки, спортивных праздников и развлечений на открытом воздухе, проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся, закрепление основных видов движений.
5. Тропа здоровья - осуществление оздоровительной работы в летний период.
Средства обучения и воспитания
В нашем детском саду функционирует кабинет педагога - психолога, который необходим для реализации основных направлений деятельности психолога, его работы с детьми, их родителями и педагогами, с целью охраны физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия коллектива, свободного и эффективного развития способностей детей. Кабинет учителя-логопеда предназначен для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста. Учитель – логопед организует и проводит в кабинете подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность, организует консультативную и просветительскую деятельность с педагогами и родителями.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В ДОО создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель - логопед, педагог-психолог. Для организации занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеется оборудованные кабинеты: учителя - логопеда, педагога - психолога. Коррек-ционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной образовательной программы. В ДОО создана без-барьерная среда для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработан Паспорт доступности. Имеется отдельный вход в здание, оборудованный пан-дусом. Наличие расширенных дверных проемов помогут беспрепятственно передвигаться детям инвалидам и с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия питания
Рациональное питание детей - необходимое условие обеспечения здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению и работоспособности во все возрастные периоды.
Питание для воспитанников организовано в соответствии с СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы детского сада (для детей дошкольного возраста оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов).
МДОАУ № 144 посещают дети-инвалиды, которые не имеют ограничений в питании, соответственно разработанное примерное 10– дневное меню соответствует потребностям данных обучающихся .
Организации питания осуществляется по договору безвозмездного пользования функциональными помещениями (пищеблок, склад продуктов питания) .
Пищевые продукты поступают в детский сад на склад продуктов питания и имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Тщательно проверяется качество продуктов, ответственное лицо проводит бракераж сырых продуктов, делает запись в специальном журнале. Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи.
В детском саду имеются технологические карты приготовления блюд. Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в детском саду и дома родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой группе и на информационном стенде в фойе первого этажа детского сада. Контролирует качество и организацию питания руководитель детского сада.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет медицинская сестра.
Медицинский блок в нашем учреждении состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»)
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе в МДОАУ «Детский сад №144» отсутствуют